Что стоит за казахстанской моделью привлечения иностранного капитала?

 

 

Հետևեք մեզ Տելեգրամում՝ t.me/lurer4news

Казахстан является членом Евразийского экономического союза и ОДКБ. В данных двух интеграционном и военно-политическом блоках участвует и Республика Армения. Армения и Казахстан – союзники, как минимум, в двух упомянутых образованиях.

Не мешало бы армянскому читателю получше узнать Казахстан и ознакомиться с его особенностями, а армянским элитам изучить казахстанскую экономическую модель, переняв по возможности положительный опыт.

Итак, дадим в начале немного вводной аналитики, и попутно ответим на вопрос «Что есть Казахстан в глазах потенциального инвестора?».

Հետևեք մեզ Տելեգրամում՝ t.me/lurer4news

Казахстан – страна, богатая природными минералами. Самый крупный производитель урана в мире, раз; 2-е место в мире по запасам хрома, свинца и цинка, два; 3-е место в мире по запасам марганца, три; 5-е место в мире по запасам меди, четыре; ТОП-10 в мире по запасам угля, железа и золота, пять. Логика и дальше примерно такая же.

Казахстан – транспортный коммуникатор между Европой и Азией. А в модифицированном варианте, не без китайской инициативы «Один пояс – один путь», соединяет восточную и северо-восточную Евразию с Африкой. Соединяет напрямую наземными, воздушными, и даже морскими путями с общим покупательским рынком в 1 миллиард человек.

Для примера, о пользе транспортной роли Казахстана ярче свидетельствует тот факт, что на страну приходится 70% всех транзитных сухопутных перевозок между Китаем и Европой. При чем, что интересно такой путь быстрее в 3 раза в сравнении с морскими.

В стране действует безвизовый режим для граждан более 77 стран мира, в том числе для всех стран ОЭСР. Буквально в июле этого года список пополнили Китай, Индия и Иран.

Что же до глобальных инвестиционных рейтингов, то «DoingBusiness 2020», присвоил Казахстану 25-е место, в значительной степени оценив критерии по защите прав миноритарных инвесторов и соблюдению контрактов.

А в репорте DiIntelligence – эта центрально-азиатская страна получила первую позицию по «Эффективности затрат на будущее расположение производственных мощностей 2018/19 годов».

По данным UNCTAD, практически 60% инвестиций в страны Центральной Азии приходится на долю Казахстана.

Кроме того, еще после проведения выставки ЭКСПО 2017, на той же территории Казахстан обзавёлся целым международным финансовым хабом, с действующим ныне режимом так называемого «английского права», с институтом Независимых Судов, с наличием Международного арбитражного центра, гарантирующего справедливость и защиту прав сторон. Бизнесу здесь предоставляют ко всему прочему и налоговые льготы до 50 лет, упрощенные валютный, визовый и трудовой режимы.

Безусловно, многие очевидные преимущества, отмеченные выше могут свестись на нет, если в самой стране не будет политической и экономической стабильности.

Казахстан очень прилежен в обеспечении необходимого баланса в политической ипостаси.

Не далее, как на следующей неделе страна собирается принять VII Съезд лидеров мировых религий, который пройдет с участием Верховного Понтифика Франциска I.

В своей новой истории Казахстан из года в год модернизирует и диверсифицирует свою экономику. Если после распада Советского Союза положение обязывало продолжать индустриальное освоение залежи полезно ископаемых ресурсов, то сейчас приоритезируются много разных отраслей, как пищевая промышленность и агробизнес, туризм, возобновляемые источники энергии.

Реформы последних годов значительно упростили регистрацию бизнеса. Например, для открытия бизнеса в Казахстане требуется всего 1 день, а для регистрации недвижимости 3 дня.

В 2021 году страна зафиксировала рекордное количество инвестиций в основной капитал – 13,2 трлн тенге, это 700 млрд. долл. больше чем в допандемийный 2019 год.

Между тем, в настоящее время в этой стране действуют 13 специальных экономических зон и 24 индустриальные зоны, которые освобождают инвесторов от различных видов налога и таможенных пошлин.

Посмотрите на количество активных инвестиционных проектов, и страны их реализующие: Китай вложился в 34 текущих проекта, Турция в 32, Россия в 20, США и Швейцария по 8, по 6-7 Нидерланды, Южная Корея, ОАЭ, Германия и Франция.

Есть одна непреложная истина «Основное препятствие для инвесторов – это отсутствие понимания». Казахстан в целом вполне понятен и ясен, открыт и выгоден для сотрудничества.

 

Ашот Саргсян, политолог

 

Թողնել պատասխան

Ձեր էլ-փոստի հասցեն չի հրապարակվելու։ Պարտադիր դաշտերը նշված են *-ով