Маршал Баграмян: советские войска готовились встретить первый удар

Опубликована ряд секретных архивных документов. Они помогают нам более полно и объективно оценить, как были сформулированы вопросы, относящиеся к периоду развертывания войск Прибалтийского, Киевского и Белорусского особых военных округов по «Плану обороны государственной границы 1941 года» накануне Великой Отечественной войны.

В 1952 году в Военно-историческом управлении Генерального штаба Советской Армии была создана группа под руководством генерал-полковника А. П. Покровского, которая приступила к разработке описания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Հետևեք մեզ Տելեգրամում՝ t.me/lurer4news

О личности самого Александра Петровича Покровского скажем, что он в 1917 году окончил школу прапорщиков, участвовал в Первой мировой войне, в 1926 году Окончил Военную академию РККА им. М. В. Фрунзе, в 1939 –Академию Генштаба РККА, прошел всю войну (среди должностей – в 1943 году начальник Западного фронта, с 1944 до конца войны – начальник 3-го Белорусского фронта). Военных мемуаров не оставил, Мемуаров не оставил, но в 1968 году провёл подробную беседу с Константином Симоновым, где рассказал много интересных фактов и дал характеристики ряду известных военачальников.

Группа Покровского сформулировала 5 основных вопросов:

1. Был ли доведен до войск в части их касающейся план обороны государственной границы. Если этот план был доведен до войск, то когда и что было сделано командованием и войсками по обеспечению выполнения этого плана.

Հետևեք մեզ Տելեգրամում՝ t.me/lurer4news

2. С какого времени и на основании какого распоряжения войска прикрытия начали выход на государственную границу и какое количество из них было развернуто для обороны границы до начала военных действий.

3. Когда было получено распоряжение о приведении войск в боевую готовность в связи с ожидающимся нападением фашистской Германии с утра 22 июня. Какие и когда были отданы войскам указания во исполнение этого распоряжения и что было сделано.

4. Почему большая часть артиллерии корпусов и дивизий находилась в учебных лагерях.

5. Насколько штаб части был подготовлен к управлению войсками и в какой степени это отразилось на ходе ведения операций первых дней войны.

Задания были разосланы командующим округами, армиями, командирам корпусов, дивизий, осуществлявшим управление в первые дни войны. Поступившие материалы были изучены самым тщательным образом.

Среди подавших сведения был и в 1941 году начальник оперативного отдела штаба Киевского особого военного округа (Юго-Западного фронта) Иван Христофорович Баграмян.

«Войска, непосредственно осуществлявшие прикрытие государственной границы, имели подробно разработанные планы и документацию до полка включительно. Вдоль всей границы для них были подготовлены полевые позиции. Эти войска представляли из себя первый оперативный эшелон», – доложил в Военно-историческое управление Генерального штаба уже Генерал Армии Иван Баграмян.

«Войска прикрытия первый оперативный эшелон, дислоцировались непосредственно у границ и начали развертывание под прикрытием укрепленных районов с началом военных действий.»

«Заблаговременный их выход на подготовленные позиции Генеральным Штабом был запрещен, чтобы не дать повода для провоцирования войны со стороны фашистской Германии».

10 сентября 1952 года Баграмян писал Покровскому, что докладывает, полагаясь на свою память. Эти документы свидетельствуют о том, что перед началом войны войска, непосредственно осуществлявшие прикрытие государственной границы, получили планы. Вдоль границы были подготовлены огневые позиции. Вторая оборонительная полоса была создана на удалении от госграницы в 25- 30 километрах.

За пять дней до начала боевых действий начали выдвижение из районов постоянной дислокации оперативные резервы фронта.

Генерал Армии Баграмян говорит, что ему было известно о том, что по распоряжению Генштаба 21 июня накануне нападения Фашистской Германии на нашу Родину, штаб Киевского Особого военного округа выступил из Киева в Тарнополь, на восточной окраине которого был заблаговременно подготовлен КП фронта. На вопрос Почему большая часть артиллерии корпусов и дивизий находилась в учебных лагер

Баграмян отвечает, что насколько он помнит, командование и штаб Киевского Особого военного округа добились разрешения Генштаба своевременно вернуть артиллерию в свои соединения.

В ночь с 21 на 22 июня командиры всех авиасоединений ВВС округа получили приказание из штаба округа о рассредоточении и маскировке самолетного парка на аэродромах.

Это приказание было приведено в исполнение. Благодаря этому потери ВВС округа от внезапных ударов авиации немцев были резко сокращены.

Иван Баграмян считал, что Штаб округа и штабы армий, если исходить из тех возможностей и условий, в которых проходила их подготовка и сколачивание, были готовы к управлению войсками. Однако отсутствие боевого опыта резко снижало качество управления войсками с их стороны.

Թողնել պատասխան

Ձեր էլ-փոստի հասցեն չի հրապարակվելու։ Պարտադիր դաշտերը նշված են *-ով